У чому зміст сенсу или этимология чути.
23.12.2017
Show all

Папанча или размышления о поточности.

Недавно был на семинаре, называвшемся «Футуропрактика», (речь однако не о нем) и вот там, в перерыве между участниками вдруг зашел разговор о поточности. Это слово мелькало у многих участников, и это был довольно неожиданный резонанс. Ни разу, нигде не заходил при мне случайно разговор на такую интересную тему. 

В моих практиках по смысловым структурам слово «поток» всплыло примерно год назад.  Это одно их ключевых слов в моей структуре. И за год оно обросло смысловыми связями.

Само понятие «потокового состояния» ввел в наш обиход психолог Михай Чиксентмихайя. Он внезано обнаружил, что художники, в процессе работы могут забывать о сне, еде и прочих пирамидальных потребностях, а движет ими что-то… не описанное еще в психологии. Да и не одни они, многие граждане частенько занимают себя чем-то странным; не потому что им важен результат, а оттого что их увлекает процесс. И вот это состояние вовлеченности опрашиваемые описывали как пребывание в потоке.

Итак, вот у нас появилось новое понятие: «потоковость». Вещи и явления существуют для нас только тогда, когда они названы. Тогда мы можем думать о них, и нам есть чем зафиксировать столкновение с ними. И в нашей смысловой структуре тогда появляется пространство, где может накапливаться новый опыт. И новые ориентиры создают иное качество потока, текущего через нас. Потока… 

Вместе с тем, слова создают для нас пространство отражений, сложную виртуальную реальность, пребывание в которой не имеет ничего общего с потоковым состоянием. Потоковое состояние — это когда все ваше внимание сосредоточено в чем-то, происходящем здесь и сейчас. Нет ни прошлого ни будущего, а только изменчивое настоящее.

«Новым» это понятие можно назвать, конечно, довольно условно. Все буддийские практики направлены именно на осознание собственной потоковости. В Пали есть специальные, довольно труднопереводимые слова для этого.

Потоковое состояние в описании М.Ч. кажется довольно заманчивым, в нем свобода, радость, чувство удовлетворения, человек полностью включён в то, что он делает, соответственно он еще и эффективен! Оно редко возникает на работе, (это увы), но все равно, конечно, все его уже хотят. Хотят пребывать в нем подольше и почаще. Но оно тоже не лыком шито и просто так поди его возьми за рупь за двадцать!

И вот на Футуропрактике зашел разговор о том как это: быть в потоке? Означает ли это «плыть по течению»? Или все-же надо подгребать? И тут я [даже внезапно для себя] выступил на тему того, что надо самому стать потоком. Всё, с чем мы идентифицируемся, суть процессы. Так что человек это в сущности — поток.

— «Стоп. Я не поток»! — «Я точка!» — вклинился в беседу новый участник. И пока я думал что на это ответить, разговор был прерван окончившимся перерывом.

— Точкой можно себя воспринимать только в виртуальном пространстве ума, где есть прошлое и будущее. Через них можно построить прямую времени и вообразить свое движение точкой, ползущей из прошлого в будущее. Можно расширить эти координаты вариациями, спрогнозировать себя в будущее, что-то запланировать и работать-работать, как завещал великий…

Но ощущение потока при этом теряется. Радости нет. И это главная засада человечества с древнейших времен и по сей день, это то, отчего нам мало, и сколько ни дай, наша жажда не проходит. Будда называл это словом «папанча» — наиболее точный перевод которого звучит как «опредмечивание».

Вот что говорит нам Будда в Паллийском Каноне:
И вот узрел я стрелу в своем сердце, которую так трудно заметить.
Пораженный этой стрелой, ты мечешься во всех направлениях.
Если же извлечь ее, ты больше не бежишь и не тонешь.

Потоковость — это новый взгляд на реальность. Она требует перестройки мышления. Очень серьезного переосмысления сути происходящего. Но одного мышления недостаточно, ибо именно мышление и уводит нас от потоковости. Такое переосмысление невозможно без соответствующей практики…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *